Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Переход платформы на новый учебный год!

Советы психолога

Дата: 7 апреля 2017 в 12:13, Обновлено 15 октября 2019 в 12:16

Памятка для родителей первоклассника

Рекомендации родителям пятиклассников

Родители в период адаптации

Готовимся к экзаменам

Как готовить себя к ответственному событию

Психологическая поддержка выпускников

Экзамен и родители

Безопасный интернет родителям

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность

Как избежать семейных конфликтов

Как уйти от конфликтов с подростком

Как распознать острое кризисное состояние у ребёнка

Нормализация отношений и устранение конфликтных ситуаций

Памятка "Как вести себя в конфликте с ребёнком"

Поддержка ребенка родителями в сложные моменты жизни

Половая неприкосновенность ребёнка

Профилактика правонарушений против подростков - родителям



Родителям о профилактике суицидального поведения подростка

Суицид является одной из основных причин смерти у молодёжи на сегодняшний день.

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (не хочет разговаривать с близкими людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью (шрамы, порезы)

 Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека,  тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).   

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида:

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

 Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

Не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так.

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или агрессию, направленную на себя. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь, в чем смысл жизни, что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок доминирует, то ценность жизни самой по себе становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота поддержка.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком.



Эффективное родительство

Если вы хотите создать дружеские и доверительные отношения со своим ребенком, а также сохранить его и свое психическое здоровье, в процессе общения и воспитания придерживайтесь следующих принципов:

1. Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.

- Любите своего ребенка не за то, что он красивый, умный, способный, а просто так, за то, что он есть, независимо от того, чего вы от него ждете, и как он ведет себя в данный момент. Это не значит, что вам всегда должно нравиться его поведение. Но безусловная любовь и предполагает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас недовольство.

- Психологами доказано, что потребность в любви, в «нужности другому» - одна из основных потребностей. И удовлетворяется она, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог и важен. В словах это выражается так: «Как хорошо, что ты родился», «Мне хорошо, когда мы вместе», «Я тобой горжусь». Слова важно подкреплять и соответствующими действиями, несущими тепло и ласку.

2. Оказывайте ребенку поддержку.

- Поддерживать ребенка – значит, верить в него, в его силы и способности. Делая упор на сильные стороны ребенка, помогите ему обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

- Напоминайте о его прошлых удачах и успехах.

- Предоставить ребенку возможность чувствовать себя нужным в семье, быть ответственным за какое – то общее семейное дело (участвовать в выборе покупок, в совместном планировании отдыха).

- Чаще советуйтесь с ребенком, спрашивайте его мнение: «А как ты думаешь?», «Как бы ты поступил?»

3. Оценивайте конкретные поступки, а не ребенка в целом.

- Не применяйте при общении с ребенком оскорбительных слов типа «лентяй», «трус» и т.п. Если вы назвали его недотепой, трудно ожидать, что он согласиться с вами и уж вряд ли это заставит его изменить свое поведение. А вот если обсуждению подвергся поступок, ребенок сам его оценит и сделает правильные выводы. Эффективнее в этом случае сказать: «Ты сделал плохо» и объяснить почему.

4. Умейте требовать.

- Будьте последовательны в своих требованиях.

- Не принуждайте ребенка, а постарайтесь объяснить, почему нужно сделать так, а не иначе.

- Заранее предупреждайте ребенка о своих намерениях. Например, «Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ты остался дома – мне будет нужна твоя помощь».

5. Наказывайте правильно.

-Не бейте! Физические наказания ведут к срыву тормозных процессов коры мозга и активизации оборонительного рефлекса. Именно страхом объясняются крики ребенка: «Прости, я больше не буду!». Да, он подчиняется. Но неосознанно, из инстинкта самосохранения. Это не решает конфликта. Систематическое применение побоев может подломить волю ребенка и превратить его в покорную личность, не способную  на независимые решения.

- Наказывая ребенка, вместо того, чтобы делать ему плохое, лишайте его хорошего в разумных пределах и адекватно поступку. Например, откажите ему в традиционной воскресной прогулке. Важно, чтобы ребенок воспринял ограничение как справедливое (а дети очень хорошо чувствуют справедливость!), тогда ограничение превратится в самоограничение.



Ребенок в очках
Что делать, если ребенку прописали очки, а он отказывается их носить?​

  • Не делайте сами проблему из-за того, что ребенку прописали очки. Ваше волнение передается ребенку и развивает в нем комплексы. 
  • Постарайтесь убедить ребенка, что носить очки – это вовсе не наказание, и это вовсе не стыдно. 
  • Обратите внимание ребенка на «очкастых» персонажей его любимых книг и фильмов. Например, Гарри Поттера – одного из самых знаменитых «очкариков» всех времен и народов.
  • Чаще говорите ребенку, что очки – это модный аксессуар, благодаря которому он выделяется из всех детей.
  • Выбирайте оправу очков вместе с ребенком. При этом объясните ему, что очки нужно выбирать не только по принципу «нравится – не нравится», но главное – чтобы они не мешали бегать и прыгать вместе с другими детьми.
  • Если ребенка дразнят другие дети, скажите ему, что самый эффективный способ усмирить обидчиков – просто не обращать на них внимание. В то же время (на случай, если молчание не подействует) подготовьте вместе с ребенком несколько вариантов ответов на выпады задир.


Как помочь ребенку выучить наизусть стихотворение
Есть несколько способов:

Стихотворение надо медленно несколько раз прочитать ребенку, объясняя значение незнакомых слов. Это важно, поскольку невозможно запомнить набор ничего не значащих слов, а в процессе обсуждения у ребенка возникает ассоциативный ряд.

 Разыграйте по стихотворению маленькую шутливую сценку в такт прочтению. Чаще всего такие сценки выглядят забавно. И именно это срабатывает. Дети обожают все необычное и смешное и легко запоминают стихотворение. А кроме того, такая учеба-игра развивает фантазию и воображение. Не так-то просто изобразить что-нибудь типа: «Расцвел на окошке цветок огонек».

 Нарисуйте стихотворение. Некоторым детям легче всего запоминать информацию, когда она видима. Опираясь на рисунки, ребенок без труда перескажет стихотворение. Это не значит, что вы должны изобразить нечто высокохудожественное, достаточно схематичных рисунков, картинок-подсказок к каждой новой мысли в стихотворении.



Телефоны наркологов
Если у вас возникло подозрение, что ребенок начал употреблять наркотики, вы можете обратиться за помощью к специалисту по следующим телефонам:

УЗ «брестский областной наркологический диспансер»

 телефон для анонимного обращения к врачу – наркологу
(подростковый кабинет): 28 – 20 – 49

 наркологическая экспертиза (освидетельствование): 28 – 20 – 45

УЗ «брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

 телефон анонимного консультирования с врачом – наркологом: 20 – 15 - 55



Кризисная комната
При возникновении сложной ситуации поможет кризисная комната

В целях оказания помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии (опасном для здоровья и жизни состоянии, в конфликте с другими членами семьи, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми) создана «Кризисная комната».

В нее заселяются граждане по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также обратившиеся по собственной инициативе.      Пребывание граждан  «Кризисной комнате», бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания. Максимальный срок пребывания в "Кризисной комнате" 10 дней.

Со всеми обратившимися работает психолог, при необходимости им предоставляется юридическая консультация.

Кризисная комната, работа которой организована на базе Территориального центра соцобслуживания населения Московского района г. Бреста, только называется комнатой. На самом деле это благоустроенная двухкомнатная квартира, проживать в которой может любой человек, оказавшийся в затруднительной ситуации, в том числе пострадавший от домашнего насилия.

Кризисная комната работает по заявительному принципу. Поэтому, если вы оказались в сложной ситуации, звоните. Организация безопасного проживания в кризисной комнате, оказание психологической, юридической и другой необходимой помощи пострадавшим от домашнего насилия и членам их семей - 23-43-49

     При обращении  оценивается степень риска для жизни и здоровья человека. Уточняется, какой конкретно вид помощи он хочет получить, нуждается ли в проживании в кризисной комнате. Если нуждается, то с ним заключается договор, в течение которого он может проживать в комнате и также приходит на консультации к психологу или юристу. С его согласия  информируется о случившемся милиция и, если затронуты интересы детей - органы опеки и попечительства.

Бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801

Горячая линия ТЦСОН Московского р-на г. Бреста - 23-74-39 

За дополнительной информацией и консультацией можно обращаться по адресу: ул. Халтурина, д. 8, кабинет 34. Телефон "горячей линии" - 23-74-39.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.